Я не отношусь к противникам портала «Морской порт». И к сторонникам тоже. Я им не пользуюсь и не предполагаю пользоваться в дальнейшем. Просто наблюдаю ситуацию со стороны. А видится она такой.
Три года назад ФТС решила поменять старый КПС «Морской пункт пропуска», который худо-бедно вел журналы прибытия-убытия судов в морских портах на нечто более удобное и современное. Для пущей важности провели тендер на проведение научно-исследовательской работы по теме «Проведение исследований и разработка прототипа единой платформы информационного взаимодействия контрольных органов и заинтересованных лиц в морских пунктах пропуска». Техническое задание пересказывать не стану, но основной смысл был такой: выявить, что творится в портах сейчас, и на основе лучших мировых практик написать, как оно должно быть по уму, и сделать прототип продукта. Хорошее задание, надо сказать.
Стоила вся эта история почти 12 миллионов рублей. Государственных бюджетных денег, то есть денег налогоплательщиков. Не бог весть, какие деньги. Генерал Малинин (ныне пенсионер), тогда первый заместитель руководителя таможенного ведомства, принял работу у подрядчика ООО «Гелиос ИТ», подписав акты. Деньги освоили и явили миру прототип портала «Морской порт». На специальный запрос ПРОВЭД по этому поводу генерал Шашаев (в настоящий момент отбывает срок в одной из колоний) ответил: «Реализованные в прототипе Портала «Морской порт» функциональные возможности в полной мере соответствуют требованиям утвержденного комиссией ФТС в октябре 2013 года технического задания». Спустя три года стало ясно, что генерал ошибался.
Дальше был второй этап, уже за 36 миллионов рублей, по окончании которого продукт обкатали в «боевых условиях. И опять работу приняли и акты подписали. Причем в течение «обкатки» пользователи продукта, морские перевозчики, неоднократно, на протяжении нескольких месяцев говорили таможенникам, что их не устраивает, писали замечания, выступали на совещаниях и бесконечных заседаниях разных рабочих групп. Их слушали, записывали, кивали головами, в чем-то соглашались, в чем-то нет. Но в итоге продукт запустили в работу – в режиме эксперимента.
Но дело все равно не шло. Поэтому ФТС уговорила правительство обязать причастные ведомства пользоваться порталом. Обязали. Таможни на местах стали уговаривать перевозчиков активнее пользоваться продуктом. Более того, с чьей-то легкой руки портал стали рассматривать как модель «Единого окна» для морских портов, что, в общем-то, изначально и не предполагалось. А тут еще и ежегодный Doing Business в октябре – портал тут к месту оказался, вот, дескать, у нас тут тоже есть, что показать заграничным делегатам Всемирного Банка. Словом, статус продукта подняли, а вот с начинкой по-прежнему беда.
Остальное бизнес-сообщество тоже подняло голову и, чувствуя, что под это дело можно получить для себя какие-то бонусы, начало активнее говорить о недостатках системы. Дело дошло до Минфина. Господа, которым совсем недавно привалило счастье поруководить таможней, начали вникать, слушать всех и вся, и, как ни странно, с бизнесом кое в чем согласились. В конце концов, что это за портал, который не то, что с всякими там Россельхозами, а и с самими таможенными системами не стыкуется? Не говоря уже про любимую перевозчиками тему стандарта EDIFACT.
Рабочая группа АНО АСИ подготовила замечания по порталу, довольно логичные, надо сказать. ФТС их рассмотрела, что-то отмела как неприемлемое, что-то просто проигнорировала, с чем-то согласилась, но в итоге пришла к главному выводу: надо проводить модернизацию. То есть спустя три года после освоения бюджетных денег, решили, что все-таки «единое окно», пусть даже локальное, должно стоить немного по-другому.
Дальше так. Требования на модернизацию таможня согласует с АНО АСИ, чтобы потом не говорили, что бизнес не при делах. После чего проведет исследование рынка для определения минимальной цены контракта (чувствуете, куда ветер?). Техзадание планируется утвердить до 1 октября, дальше – конкурс, который выиграет опять какой-нибудь посредник. Работы завершат в течение 9 месяцев, и через год, если «ишак не сдохнет», галочку «выполнено» все-таки можно будет поставить. Заработает ли продукт, как хотелось бы его пользователям, – тайна, покрытая мраком.
Все это классно, тендеры на то и проводятся, чтоб было, куда деньги по карманам рассовывать. Один вопрос, так, чисто для самообразования. А нельзя ли где-нибудь ознакомиться с той самой замечательной научно-исследовательской работой, которая должна была рассказать нам всем, как же это должно было быть устроено по уму в морских портах, ну, не дураки же, в конце концов, ее писали? Может, и не пришлось бы тратить годы на поиск истины…
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Таможня
- 2017.12.29 6:39Электронные таможни не совместимы с менталитетом таможенников
- 2017.11.08 9:35Нужны ли импортерам СВХ?
- 2017.09.13 1:59Предварительное информирование при ввозе товаров в ЕАЭС: что изменится?
- 2017.09.12 9:37Таможенный представитель: справится ли без него участник ВЭД?
- 2017.09.11 11:00Маркировка товаров: на какие грабли наступают участники ВЭД
- 2017.09.06 3:11Контрафактность товара определяется контрафактностью его частей
- 2017.08.21 4:43Сертификат соответствия и декларация о соответствии: проблемы на таможне
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.06.05 11:43«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках
- 2017.04.21 9:08Уполномоченные экономические операторы: почему система работает за рубежом и не работает у нас?
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.02.06 9:18Казахстан несёт убытки из-за жёстких мер Кремля и ФТС России
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.10.06 4:23Таможня России три года кошмарит перевозчиков из Казахстана
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?
Комментарии
«2. Провести анализ и разработку модели описания бизнес-процессов, происходящих при морских перевозках и в морском порту «как есть» и «как должно быть».
3. Разработать общие принципы информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками в рамках описанных бизнес-процессов на основании построенных моделей и предложения по оптимизации действующих технологий информационного взаимодействия.
4. Сформировать предложения по способам и порядку обмена информацией в рамках описанных бизнес-процессов с учетом (при необходимости) их оптимизации.
5. Сформировать концепцию информационного взаимодействия в морском порту, основанную на новейших технологических решениях, предусматривающих создание единого информационного пространства (платформы) для всех участников взаимодействия.
6. Создать прототип (макет) программных средств Портала, обеспечивающего реализацию общих принципов информационного взаимодействия между всеми заинтересованными участниками бизнес-процессов на основе WEB-технологий.
7. Разработать перспективный план-программу по дальнейшему совершенствованию бизнес-процессов, в том числе на основе информационного взаимодействия в морских портах.
8. Разработать проекты нормативных актов, направленных на реализацию модели «как должно быть», техническое задание на создание полнофункциональных специализированных программных средств Портала» ------------ особенно интересен последний пункт. Интересен потому, что несколько не названных в публикации бюрократов уже диссертации в таможенной академии защитили по тематике Портала как механизма "единого окна". И в то же время другие сотрудники ФТС месяц назад объявили, что они приступили к переработке приказов ФТС №№892 и 1349. А что там перерабатывать, если проекты НПА были разработаны в рамках первого этапа НИР еще три года назад (см. пункт 8 ТЗ)? Руководству ФТС можно было бы призвать к ответу этих "товарищей ученых, доцентов с кандидатами" и спросить, как спрашивает автор статьи: ГДЕ???